Развитие ребенка- от 2 до 3 лет.


Возрастной период развития ребенка от 2 до 3 лет - это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Теперь ребенок уже неплохо ориентируется во времени, однако воспринимает его не по продолжительности, а по действиям. Вставать - значит утро, идти ужинать - вечер, спать - ночь… Именно этим и объясняется неспособность малыша к ожиданию: для него ждать - значит вообще ничего не делать!
К 3 годам своей познавательной жизни малыш нуждается в одном 1,5-2 часовом послеобеденном отдыхе. Ночной сон должен составлять 10-11 часов. Укладывая малыша для сна как в дневное, так и ночное время, родителей ожидает сюрприз -
кроха наверняка будет пытаться откладывать время сна, выпрашивая "еще разок" сказку, песню или стакан воды. Выполните его разумные просьбы. После этого пожелайте ему спокойного сна, поцелуйте и покиньте комнату.

Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.

Как происходит развитие здорового ребенка в возрасте от 2 до 3 лет:
  • Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250–300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.
  • Ему важно чувствовать, что для родителей он самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь.
  • У малыша должны быть вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки и игрушки.
  • Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показывать и называть персонажи.
  • С двух лет действия малыша становятся целенаправленными. Теперь главное для него - не то, что он делает с предметами, а результат. Игрушкам он предпочитает реальные предметы. Играя, все время кому-то подражает: так он старается понять окружающий мир.
Не спешите помогать, если у него что-то не получается. Ребенку важно самому справиться с тем, что прежде не удавалось. Учите его играть, не пытаясь исправлять, поощряйте подражание.

К трем годам малыш уже знает чего хочет, думает что может этого достичь, и готов отстаивать это право. Зато он недоволен всем, что ему предлагаете вы, ссорится с вами и порой ведет себя очень агрессивно. Сохраняйте доброжелательное отношение к нему и самой себе. Не вступайте в бесконечные споры. Разрешайте все, что не опасно для него и других. Запрещайте жестко, но не слишком часто. Уважайте его замыслы и по возможности оставляйте выбор за ним.

Физическое развитие ребенка от 2 до 3 лет:
2–2,6 лет:
  • Хорошо ходит, может чередовать шаг. Преодолевает препятствия. Умеет закрывать дверь.
  • Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец.
  • Может брать предметы двумя пальчиками, может вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать матрешек.
  • Начинает употреблять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать.
  • Хорошо бегает, подпрыгивает на двух ногах. Умеет подниматься на цыпочки. Точно бьет ногой по мячу.
  • Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила.
  • Легко переворачивает страницы в книге. Ловко справляется с ложкой. Активно помогает при одевании.
  • Некоторые дети уже могут правильно держать карандаш (тремя пальцами). 

Основные навыки к 3 годам:
  • Ребенок хорошо бегает и прыгает.
  • Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила. Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.
  • Быстро ездит на трехколесном велосипеде.
  • Разбирает игрушки. Складывает довольно сложные конструкции из кубиков.

Психическое развитие ребенка 2-2,6 года:
  • Отличает множественное число от единственного.
  • Способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворенность, но и более сложное чувство - гордость. Ребенок бывает горд своими достижениями.
  • Проявляет стремление все делать самостоятельно. Иногда вполне сознательно хочет доставить удовольствие родителям, в чем-то помочь и добиться этим похвалы. Если его забудут похвалить, огорчается.
  • Играет уже не только в "ладушки", но и в более сложные - ролевые игры. С удовольствием играет в прятки и догонялки.
  • Малыш подражает крикам животных и птиц. Имитирует звук автомобильного сигнала, гудок паровоза и другое.

3 года:
  • По возможности старается обслуживать себя сам.
  • Знает названия основных частей тела (может назвать их не менее 6).
  • Быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение слов, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает.
  • Знает названия основных цветов. Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
  • К разным членам семьи относится по-разному, в зависимости от их характера, отсюда - взаимоотношения его с каждым членом семьи разные.
  • Отличается хорошей памятью. В повторяющихся событиях и действиях довольно быстро находит систему, способен вписывать свое поведение в эту систему.
  • Участвуя в ролевых играх, понимает, когда игра заканчивается; способен принимать участие в планировании игры.
  • Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам.
  • Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.

Развитие речи и речевые нормы детей от 2 до 3 лет:2 года:
  • Словарь ребенка состоит из 200-400 слов и фраз из 2-3 слов.
  • Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("Сходи в спальню и принеси свою игрушку").
  • Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще произносит неправильно ([р], [л], свистящие, шипящие). 

2-2,5 года:
  • Ребенок имеет представление о числе 1, может повторить 2 цифры (1 и 2) в правильной последовательности.
  • Обозначает себя не только именем, но и личными местоимениями - "я", "мне".
  • Знает значение предлогов в конкретной ситуации, т. е. понимает смысл вопросов типа "На чем ты сидишь?" и может ответить на них. 

2,5-3 года:
  • Малыш использует в речи распространенные предложения, понимает, о чем говорится в сказке, начинает активно задавать вопросы (у него - возраст "почемучек").
  • К концу 3-го года словарь ребенка составляет 1200-1300 слов. В его речи присутствуют почти все части речи. Часто употребляет глаголы и существительные, использует местоимения, предлоги, прилагательные и наречия.
  • В 3-летнем возрасте многие дети уже сравнительно хорошо говорят, употребляют формы падежей, лица, времена, числа, воспринимают словосочетания и фразы как целое.
  • В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с "предметным" переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).