Развитие ребенка- 1-2 года.

Любую маму волнует развитие ребенка, ведь недаром говорят: "Что посеешь, то и пожнешь!" Эта поговорка может стать девизом всех родителей, которые воспитывают ребенка, в том числе и малыша раннего возраста (период от одного года до трех лет).


За свой первый год жизни ваш малыш вырос на 20-25 см, а его масса тела утроилась. Он уже многое умеет: лепечет, встает на ножки, начинает ходить, выбирает любимые игрушки, самостоятельно пьет из чашки, ставит ее на пол, может пользоваться во время игры предметами. Кроме всего этого, ваш ребенок наверняка понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше "нельзя", выполняет несложные просьбы, заученные действия. Как много достижений за такой короткий период!

Итак, начался второй год вашей удивительной жизни вместе с вашим малышом.
В первом его полугодии совершенствуются те умения, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего это ходьба. Сохранять равновесие не так-то просто, и малыш часто его теряет. Не стоит пугаться: падения неизбежны. Малыши при этом в отличие от взрослых расслаблены, поэтому серьезные травмы вашему ребенку не грозят (конечно, если вы приняли необходимые меры предосторожности).
Ваше участие и одобрение заставят его подниматься и делать новые попытки.
Имейте в виду, что ходьба доставляет малышу большое удовольствие, если приближает его к определенной цели. После многих падений ребенок становится более осторожным: он идет, держась за предметы, предварительно измеряя взглядом расстояние. Преодоление трудностей доставляет ему радость, но после овладения ходьбой, когда она становится автоматической, интерес к ней, как к самостоятельному занятию, пропадает. Чтобы малыш стал уверенно и самостоятельно ходить, потребуется примерно полгода.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен - за день он пробегает по несколько километров и при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать "на зубок". Ваш малыш еще во многом зависит от взрослых, особенно он привязан к матери. Но он стремится к самостоятельности, свое неудовольствие выражает плачем, упрямится, если его не понимают, любит общаться со взрослыми, умеет лукавить, удивляться новому и радоваться от души. Он полон радостной энергии и готов ею с вами поделиться. 

Трудности, которые могут возникнуть в этот период, связаны с тем, что кроха наконец-то получил свободу передвижения. Теперь он стал более активным, решительным и настойчивым, а нередко и упрямым. Малыш может упорно отстаивать собственное представление о том, что и как нужно делать, не обращая внимания на мнение родителей. Поэтому постоянно объясняйте малышу, как обращаться с разными предметами, какие из них нельзя трогать и почему. Свои слова подтверждайте конкретными действиями. Например, покажите малышу чашку и лейку и дайте ему самому убедиться в том, что пить удобнее из чашки, а лить воду из лейки. При этом гораздо интереснее не просто расплескать воду по полу, а напоить цветочек в горшке.
Подсказывайте своему любознательному ребенку новые сюжеты для игр.

Таким образом вы сможете в нужный момент переключить его внимание с опасных занятий на более спокойные и одновременно расширять его представления о мире.
Никогда не игнорируйте слезы малыша. Для годовалого ребенка плач это единственный способ выразить ощущения, для которых пока у него нет слов.
Поэтому обязательно пожалейте его, постарайтесь выяснить, почему он плачет, и устранить причины.

Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка - в чем ему стоит поупражняться. Ведь стоит начать уделять ребенку внимание, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, так как малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, то, пожалуй, стоит проконсультироваться с педиатром и психологом.

В период от 1.5 до 2 лет, малыш старается везде сопровождать свою маму А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку. Но мало-помалу малыш учится самостоятельности. Он начинает использовать присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми он будет держаться поближе к ней, но затем станет оставлять ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности и безопасности. Такую уверенность также обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями. Избавить ребенка от таких состояний можно, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты расстройств и переживаний. Наибольшее облегчение ребенку дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры. Происходят важные изменения и в эмоциональной сфере. Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу 2-го года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Для 2-летнего возраста свойственен феномен
"я сам". Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно. Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке малыша в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев - одна из самых распространенных среди детей 2-го и 3-го года жизни эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции. В этом возрасте причинами подобных припадков обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на двух-, трехлетних детях. Очень часто такие проявления бывают, когда ребенок голоден, устал, замерз или плохо себя чувствует. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева обычно являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Конечно, ваша задача - научить малыша контролировать свои чувства. Когда он впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро привыкает к такому способу поведения, поскольку оно позволяет достичь желаемого.

Этого скорее всего не произойдет, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям ребенка, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить малыша, или обеспечивают возможности для альтернативного поведения.
Сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми при формировании отношений подчинения.

Рекомендуем ознакомиться с "листом достижений", теми навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка - в чем ему стоит поупражняться. Ведь стоит начать уделять ребенку внимание, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, так как малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, то, пожалуй, стоит проконсультироваться с педиатром и психологом.

ВАЖНО!
Если вашему малышу исполнилось 2 года, а он еще не начал говорить, обратитесь к неврологу и логопеду, чтобы убедиться, что структуры его голосового аппарата, отвечающие за произношение звуков, не нарушены.